Вотчина и поместье

Вотчина и поместье

Вотчина и поместье. При Иване III для объединения судебной и административной деятельности в 1497 г. был составлен новый свод законов — Свод законов — первый свод законов единого централизованного государства. С этого момента Московский князь имел юрисдикцию над всей территорией страны, и юридический суверенитет отдельных областей был отменен.

Кодекс основывался на «Русской правде», «Уставе Псковского двора», а также на княжеских картах.

Большинство статей кодекса были посвящены нормам процессуального права, указывая на усиление государственной власти при отсутствии развития гражданских правоотношений. Кодекс законов установил систему и систему государственного управления, единые судебные сборы, установил единые стандарты уголовной ответственности и порядок судебного и следственного производства. Великий князь Московский считался верховным судьей, имевшим право наделить судебными полномочиями своих слуг: бояр, окольничей, наместников и волостелей. В первой статье Свода законов уже говорится о запрете расточительства и несправедливых судебных разбирательств: «Ни один судья не будет брать взятки с судов … А суд мстить не будет и ни с кем дружить не будет.

Интересно, что в некоторых спорных случаях Судебный кодекс допускает использование такой архаичной формы доказательств, как назначение судебной (выездной) дуэли между сторонами спора.

Особенно важно то, что Свод законов Ивана III положил начало юридической регистрации крепостного права. Отныне крестьянам разрешалось покидать хозяина только в определенное время — за неделю до осенних праздников св. Георгия (26 ноября) и в течение недели после этого (ст. 57). Крестьянин был обязан уплатить своему бывшему хозяину «старшую плату» в размере 1 рубля в степных районах и 0,5 рубля (пол рубля) в лесостепных районах.

Примечательно также, что Судебный кодекс 1497 года впервые официально использует термин «суд», то есть условное право собственности на землю, предоставленную государством для военной или гражданской службы.

Вотчина — традиционная форма землевладения на Руси, возникшая во второй половине XI века. В.О. Ключевский считал, что в XI-XIII вв. «Земля Русская считалась« вотчиной »и« бабушкой »всей княжеской семьи. Конечно, «бездны» отдельных княжеских родов были их родовыми вотчинами в XII — первой половине XVI века.

Князьям, у которых не было денег, приходилось отдавать своим близким землю. Земельный участок тогда означал возможность его отчуждения (продажи, дарения, обмена, наследования) собственником, т. Е. Являлся абсолютной частной собственностью.

Помимо княжеских и боярских имений, в средневековой Руси существовали и монастырские вотчины. Следует помнить, что во второй половине четырнадцатого и пятнадцатого веков церковь стала крупным помещиком. Условия для этого создала монашеская реформа Сергия Радонежского.

Боярские феодалы могли быть награждены князем за службу, а также куплены или обменены владельцем. Они рассматривались как индивидуальная частная собственность владельца, но его семья (при отсутствии наследников) имела преимущественное право выкупить их. Поэтому большая часть вотчин находилась в вотчинной собственности. Несмотря на сопротивление государства, некоторые феодальные владения пополнили свои владения, захватив черные (официальные) земли. Этот процесс, особенно распространенный в XII-XIV веках, получил название «объяривание государственных земель».

Вачинницы имели ряд привилегий (иммунитетов): они могли судить своих крестьян, заставлять их платить дань (крепостное право и дань) и другие.

В период фрагментации земля оставалась доминирующей формой частной собственности на землю в России, но с появлением и укреплением единого централизованного государства появился новый тип земли — фермерское хозяйство.

Имущество было условным владением землей, предоставленной государством для военной или гражданской службы. В XV веке Московское государство расширило свою территорию и, конечно же, начало ощущать потребность в резком увеличении своей армии и бюрократического аппарата. В качестве заработной платы князья начинают передавать землю, на которой живут крестьяне, своим слугам. Постепенно дворянство (первоначально — «боярские рыцари») — новый социальный класс мелких и средних помещиков-земледельцев, которые со временем стали основной опорой престола. По приказу царя помещики были обязаны идти на войну «людьми и оружием», то есть покупать за свой счет оружие и амуницию и брать с собой царский народ. Следует отметить, что до конца 17 века кавалерия оставалась главной военной силой Московской армии.

Увеличение количества поместий во второй половине XV в. Было связано с возникновением проблемы государственного порабощения крестьян, бежавших от усилившейся эксплуатации помещиков в крупные вотчины или окраины государства.

В отличие от поместий, крестьянские земли считались государственной собственностью и поэтому неотчуждались: их нельзя было копить, продавать, обменивать и т. Д.

С середины шестнадцатого века начался процесс закрепления правового статуса товаров и имущества. В то же время права помещиков расширились, а права крестьян уменьшились. Наконец, указ Петра I о первородстве (1714 г.) уравнял права крестьян с правами помещиков.

Эти источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Важное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заклинания, заклинания, песни. Также были пословицы и поговорки, загадки и сказки, исторические легенды и сказки. Продолжали развиваться многолетники. С 13 века борьба с золотоордынским игом стала главной темой народного творчества. Многие стихи в измененной форме вошли в литературу — легенда о Калке, о разрушении Рязани Батырой и рязанским богатырем Эвпатием Коловратом, о подвигах Меркурия из Смоленска, о Невской и Ледяной битве Битва, о Куликовской битве. Древние многолетники получили новую жизнь. Киев представлен в них эпическим центром Русинской земли, а герои, объединившиеся вокруг князя Владимира Красного Солнышко, — защитниками всего русского народа. В XIV веке был создан цикл «Новгородские многолетники о Василии Буслаеве и Садеке», который отразил мощь Новгорода и вольнолюбивый дух новгородцев. Именно тогда возник новый жанр народного творчества — жанр исторической песни. Следы исторических песен, связанных, например, с Куликовской битвой, можно найти в Задоньщине и «Сказке о Мамаевской битве».

Таким образом, русская письменная литература создавалась на основе богатых традиций устного народного творчества. Летописи были одним из основных оригинальных жанров зарождающейся древнерусской литературы. Более того, русские летописи — это не только памятники литературы или исторической мысли. Они отражают широкий спектр идей и концепций того времени, они свидетельствуют о всей духовной культуре средневековья. Самая значимая летописная реликвия — «Повесть временных лет», составленная около 1113 года. С середины XII века, когда летопись стала приобретать региональный характер в условиях политической раздробленности, «Сказка» вошла в начальную часть большинства местных летописей. Московская арка 1479 года стала одним из важнейших образцов русской летописи.